В интернете много объявлений автосалонов, предлагающих авто для юридических лиц. Объявления обычно такого содержания: «Хотите купить авто с НДС в Минске в кратчайшие сроки? Обращайтесь к нам. Мы подберем транспорт с учетом ваших критериев и бюджета».
А дальше начинают объяснять выгоды покупки авто с НДС:
«сумму НДС от стоимости автомобиля можно принять к зачету; уменьшается налог на прибыль за счет амортизации и обслуживания ТС и т.д.»
Если покупается абсолютно новый автомобиль то НДС, действительно, можно принять к вычету в сумме НДС, исчисленного по реализации. Иначе остаток вычетов можно вернуть в течение следующего года в размере 1/4 или 1/12. Это для тех, кто работает по 20% процентной ставке НДС. Ну а если у Вас нулевая ставка — вернете все вычеты сразу.
Не будем описывать дальше ситуацию, что авто можно самортизировать и продать за 5 копеек самому себе (тут статья 33 пункт 4 Вам не позволит это сделать).
Поговорим о том, что Вы честный налогоплательщик. Хотите продать свой б/у авто и купить тоже подержанный авто, но поновее с доплатой автосалону разницы в ценах. Т.е. купить авто по модной системе trade-in.
Системой трейд-ин (trade-in) называют замену эксплуатируемого в прошлом авто на новый или подержанный. На практике организация и автосалон заключают два договора купли-продажи: о продаже автосалону старого автомобиля и о приобретении у автосалона другого автомобиля (нового или подержанного).
В нашей ситуации директор предприятия так и рассчитывал поступить.
На балансе предприятия числился авто остаточной стоимостью 40 000 рублей. Понятно, что стоимость была несколько завышена. Автосалон оценил машину ООО в 30 000 рублей. Предложил купить взамен подержанное авто (но поновее) стоимостью в 35 000 рублей. Стороны заключили договоры.
Формулировка в обоих договорах звучала так:
от ООО к Автосалону «Стоимость транспортного средства 30 000 рублей, с НДС 20%».
от Автосалона к ООО «Стоимость транспортного средства 35 000 рублей, с НДС 20%».
Шаблон договора в обоих случаях был автосалона.
По договорам стороны оплачивали друг другу стоимость авто на расчетный счет, зачетов денежных обязательств не было. Все просто — друг с другом «обменялись деньгами». Разница в том, что ООО оплатило на 5000 рублей больше. Но на эти расходы директор ООО шел осознанно.
Сюрприз произошел после выписки накладных друг другу. А выявился сюрприз позже — когда бухгалтер ООО увидела входящий ЭСЧФ с суммой НДС, но совсем не 20%.
Дело в том, что ООО отписало ТН-2 на авто в сумме 25000 + 5000 руб. НДС по ставке 20% = 30 000 рублей.
А автосалон выписал накладную в сумме 34 000 + 1000 НДС по ставке 20% = 35 000 рублей.
Директор ООО, не обращая внимания на диспропорцию в НДСе в накладной автосалона, подписал ТН-2. А накладную в свою бухгалтерию принес после того, как у его бухгалтера возник вопрос по сумме вычета по входящей ЭСЧФ.
Директор ООО никак не ожидал увидеть такую сумму входящего НДС — 1000 рублей (в накладной он этого просто не заметил). Подумал что это какая-то ошибка и в накладной и в ЭСЧФ и попросил автосалон исправить накладную. Т.е написать ТН-2 с нормальными суммами: 29166,67 + 5833,33 НДС = 35 000 рублей.
Ведь иначе ООО будет должно в бюджет по такому «trade-in» доплатить НДС в сумме 4 000 рублей (5 000 руб. из своей накладной минус 1000 руб. вычетов по накладной автосалона). А это, извините, непредвиденные расходы! Даже лучше сказать — прямые убытки!
На что автосалон ответил, что все в рамках закона. Авто — подержанное. Автосалон приобрел ранее это авто у физического лица. А по Указу 546 от 24.11.2005 «О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств «налоговая база для расчета НДС при реализации юридическими лицами транспортных средств согласно приложению к Указу № 546, приобретенных ими у физических лиц на территории Республики Беларусь, определяется как разница между ценой реализации с учетом НДС и ценой приобретения этих транспортных средств (подп. 1.2 п. 1 Указа № 546).
Для применения данной нормы необходимо, чтобы реализуемый автомобиль соответствовал коду ТН ВЭД, поименованному в приложении к Указу № 546 и приобретен был авто у физического лица на территории РБ. Машина автосалона в эти критерии и подходила. Автосалон ранее приобрел у физлица авто за 29 000 рублей. Прибавил свою дельту 5000 рублей, и от 5 000 рублей дельты начислил НДС 20% — 1000 рублей. В накладной и написал 34000 (29 000 + 5000) + НДС 1000 руб. от дельты = 35 000 рублей)
На что директор ООО заявил, что тоже так хочет НДС выделить, поскольку у него тоже авто было приобретено у физлица на территории РБ, и его авто также по коду ТН ВЭД есть в приложении к Указу 546.
Менеджер автосалона заявил, что нет — Вы уже выписали свою накладную, и назад дороги нет — никакого корректировочного акта к ТН-2 автосалон подписывать не будет. Иначе, если бы автосалон знал, что у ООО НДС тоже будет, к примеру, 1000 рублей, а не 5000 рублей, то автосалон такую бы сделку не заключал.
Вопрос теперь находится в правовом поле. Умышленно ли автосалон прописал только ставку НДС в договоре, не прописав сумму НДС? Ведь кто-кто, а работники автосалона точно знали, что НДС по их реализации будет не 5833,33 руб., а 1000 рублей. А это очень существенно для покупателя-юрлица, который мог и не догадываться о такой узкоспециализированной норме Указа 546.
Если бы покупатель отписал свое авто в ТН-2 таким образом 30000 + ноль его дельта (НДСа у покупателя по реализации своего авто нет, т.к. балансовая стоимость выше цены реализации), то получилось бы что автосалон поменял более новую машину на старую по цене 5000 дельта — минус 1000 НДС свой = 4000 рублей в прибыль.
А так как автосалон может вычесть дополнительно еще и вычеты по НДС от покупателя, исчисленные честно по ставке 20% в сумме 5000 рублей, можно утверждать, что это доп. выгода автосалона. Ведь для него покупная стоимость не 30000, а 25000.
Можно в данной ситуации утверждать, что это незнание закона со стороны покупателя, покупатель сам лопух и т.д. Но если быть честными, не столкнувшись напрямую в практике с такой нормой, просто так ее и не найдешь. Для этого нужно быть бухгалтером комиссионного магазина, потоком реализующего подержанные авто юрлицам.
Мы будем следить за развитием событий в данной ситуации. Сейчас это уже задача юристов — урегулирование вопроса корректировки НДС со стороны покупателя, который также имеет (имел?) право применить Указ 546. Ведь зная изначально условия сделки полностью, покупатель однозначно не заключал бы эти взаимосвязанные договоры по системе «trade-in«.
Результат на 29.12.2020: Понудить автосалон подписать корректировочный акт к ТН-2 не получилось. Претензию по сделке выставить невозможно. Все законно. Совет: будьте осторожны при заключении таких договоров, а именно просите выделить сумму НДС в договоре-купле б/у авто от автосалонов, если Вы организация и работаете с НДС.