Бухгалтерский учет в строительствеНаша компания ведет бухгалтерский учет в строительных организациях. Это организации, являющиеся подрядчиком, генеральным подрядчиком и субподрядчиком (далее — подрядчик) в строительстве. Бухгалтерский учет таких организаций регулируется «Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда», утвержденной постановлением МАиС Республики Беларусь 30.09.2011  № 44 (далее — инструкция 44).

В Инструкции все детально описано (вплоть до бухгалтерских проводок).

Описаны прямые затраты подрядчика строительстве с группировкой по статьям затрат: 

Бухгалтерский учет «Материалы»

Бухгалтерский учет в строительстве«Заработная плата рабочих основного производства»

Бухгалтерский учет в строительных организациях«Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов»

Инструкция 44 «Стоимость работ, выполненных субподрядчиками»

Затраты подрядчика в строительстве«Прочие прямые затраты».

К косвенным общепроизводственным затратам подрядчика в строительстве согласно п. 11 Инструкции № 44 отнесены:

Внедрение 1С затраты на организацию работ на строительных площадках;

Ведение бухгалтерского учетазатраты на охрану труда и обеспечение санитарно-гигиенических требований;

Бухгалтериязатраты по контролю качества выполняемых строительных работ;

1С Бухгалтериязатраты на устранение результата строительных работ ненадлежащего качества, выявленного в течение гарантийного срока эксплуатации объекта строительства;

Бухгалтерское обслуживаниеамортизационные отчисления по производственным приспособлениям, оборудованию и устройствам, используемым при выполнении строительных работ и постоянно перемещаемым между объектами строительства;

Бухгалтерские услугиарендная плата по производственным приспособлениям, оборудованию и устройствам, используемым при выполнении строительных работ и постоянно перемещаемым между объектами строительства;

Бухучетзатраты на содержание производственных подразделений при условии, что этими подразделениями не оказываются услуги на сторону;

Бухгалтерский учетзатраты на перемещение имущества (в том числе строительных материалов и конструкций) между складом и объектами строительства, а также между объектами строительства;

учетная политикаплатежи по страхованию имущества, грузов, гражданской ответственности;

Автоматизация бухгалтерского учетадругие затраты, связанные с выполнением строительных работ, прямо не относящиеся к конкретному договору строительного подряда (объекту строительства).

Каждая строительная организация формирует учетную политику «под себя».

Так, при постоянном перебазировании техники между объектами, расходы на ее перебазирование и аренду относят не к прямым, а к косвенным затратам подрядчика (счет 25), с последующим распределением между объектами строительства выбранным учетной политикой методом.

Иногда заработную плату рабочих за отчетный месяц также проблематично распределить между объектами строительства, если работники постоянно в течение этого месяца перемещались с объекта на объект. Если предприятие большое и ведет учет заработной платы в отдельном блоке «ЗУП» (Зарплата и управлением персоналом»), из которого итоговые бухгалтерские проводки по объектам строительства импортируются в основную базу 1С Бухгалтерия — то реально затраты по статье «Заработная плата рабочих основного производства» отнести конкретно на каждый объект строительства.  Нужно отметить, что у бухгалтерии должны быть документы первичного учета — табели рабочего времени с разбивкой по каждому объекту строительства (производства строительных работ). Это при повременной оплате труда. При сдельной оплате труда (а это, как правило, аккордная оплата труда в строительстве) — распределить на объект проще. Однако само документальное оформление начисления по сделке сложнее (до момента поступления документов в бухгалтерию). И не всегда на небольших предприятиях целесообразно, т.к. необходимо вначале выдать аккордное задание для бригады. Распределить приработок по КТУ и т.д.  И только потом уже передать документы в бухгалтерию. При этом расценки, указанные в аккордном задании должны быть установлены на предприятии (пронормированы заранее и утверждены). Следует заметить, что это работа нормировщика,  технических специалистов, экономистов и т.п., но никак не бухгалтерии.

Если предприятие небольшое и не ведет учет заработной платы в 1С ЗУП,  то, как правило, каждый бухгалтер «придумывает»,  как провести операцию отнесения заработной платы рабочих на конкретный объект.  Зачастую расчеты приходится делать в excel-талицах (распределять зарплату пропорционально отработанному на объектах времени), а в 1С распределить внутренней проводкой Дт 20 «Объект строительства, ЗПЛ основных рабочих» — Кт 20 «Зарплата основных рабочих ИТОГО».  Т.е. вначале существует одна ведомость по рабочим  с отнесением предварительно на общий счет 20.  Потом уже эта зарплата «разбрасывается» на объекты (Дт 20 — Кт 20).  Отнесение зарплаты на общий счет связано с тем, что если одного работника включить в разные ведомости начисления заработной платы (составленные, например, в разрезе объектов) — это может привести к ошибкам в исчислении подоходного налога, потому что  в каждой ведомости программа 1С будет давать стандарные налоговые вычеты одному и тому же работнику в качестве льготы.

Для таких целей мы советуем в небольших строительных организациях применять все-таки повременно-премиальную систему оплаты труда. 

Наша компания оказывает услуги по разработке Положения об оплате труда и премировании для строительных организаций.  Мы максимально учитываем специфику работы строительного предприятия — подрядчика. Цель Положения о ЗПЛ и премировании такова: рабочий заинтересован в показателях работы (в частности, в качественно выполненных объемах и росте объемов, не взирая на «повременку»!) и организация учитывает свои интересы (обеспечение сдачи объекта в срок, а значит — получение запланированной прибыли. А при нарушении сроков сдачи или некачественном выполнении работ  — работникам уменьшается премия. А значит — организация в таком случае, хоть и частично, но покрывает свои убытки, а  не платит деньги по сдельным расценкам по несданным в срок объемам.

То что существует «правило 10-го числа» для целей отражения реализации и НДС по СМР, все бухгалтеры в строительстве знают. Т.е. если в шапке акта сдачиприемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ написано «за июль 2020 года», и акт подписан сторонами до 10 августа 2020 года включительно — это считается реализацией июля 2020 года и отражается в бухгалтерском учете 31.07.2020 года. Если акты подписаны, например, 11 августа или 1 сентября 2020 года — то дата отражения реализации в учете подрядчика будет соответственно — 11 августа (Дт 62  — Кт 90) или 01.09.2020 года.

Бухгалтерам при списании материалов в строительстве необходимо помнить, что форма С-29 (отчет о расходе строительных материалов в сопоставлении с производственными нормами, Приложение №2 к Инструкции 44) как основание составления акта на списание строительных материалов обязательна. При проверке налоговые органы, в случае отсутствия приложенной к акту на списание формы С-29, снимут с затрат стоимость этих материалов.

Какие еще есть нюансы ведения бухгалтерского учета в строительстве?

Их много, как, впрочем, и в таких сферах деятельности, как производство. В любом случае, бухгалтер должен вникнуть в сам производственный процесс, в особенности делового документооборота на своем предприятии. Так зачастую в работе нужно подстраиваться под документы, которых хочет подписывать заказчик. И главному бухгалтеру в строительстве приходится постоянно вести диалог с бухгалтером заказчика, быть дипломантом своего рода, чтобы не только со стороны заказчика все документы были в порядке, но и у него — подрядчика, все было законно в учете.

Мы оказываем бухгалтерские услуги строительным предприятиям. Сейчас заканчиваем проект внедрения программы 1С 8.3 Хьюмен на предприятии-генподрядчике в строительстве. Ранее предприятие работало на 1С Мисофт, 7 версии.

Хочется заметить, что современный автоматизированный учет позволяет осуществлять бухгалтерский учет с меньшими затратами бухгалтерского труда, с меньшим количеством работников и при этом, с меньшим риском ошибок.

Современный учет позволяет оперативно давать сведения руководителю предприятия и уполномоченным им лицам. А значит — оперативно анализировать эти цифры и принимать управленческие решения.

Приходите к нам бухгалтерское на обслуживание!

Внедрение 1С БухгалтерияА если Вам нужна помощь во внедрении 1С,  опишите нам Ваши пожелания по внедрению.  Что Вы хотите видеть после внедрения?

Мы опишем свое видение на основе практики ведения бухгалтерского учета в строительстве в программах 1С.

И ВМЕСТЕ МЫ АВТОМАТИЗИРУЕМ БУХУЧЕТ НА ВАШЕМ ПРЕДПРИЯТИИ ПО САМЫМ СОВРЕМЕННЫМ СТАНДАРТАМ!

Мы внедряем 1С также на предприятиях торговли, производственных предприятиях и предприятиях, оказывающих услуги.