Наша компания ведет бухгалтерский учет в строительных организациях. Это организации, являющиеся подрядчиком, генеральным подрядчиком и субподрядчиком (далее — подрядчик) в строительстве. Бухгалтерский учет таких организаций регулируется «Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда», утвержденной постановлением МАиС Республики Беларусь 30.09.2011 № 44 (далее — инструкция 44).
В Инструкции все детально описано (вплоть до бухгалтерских проводок).
Описаны прямые затраты подрядчика строительстве с группировкой по статьям затрат:
«Материалы»
«Заработная плата рабочих основного производства»
«Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов»
«Стоимость работ, выполненных субподрядчиками»
«Прочие прямые затраты».
К косвенным общепроизводственным затратам подрядчика в строительстве согласно п. 11 Инструкции № 44 отнесены:
затраты на организацию работ на строительных площадках;
затраты на охрану труда и обеспечение санитарно-гигиенических требований;
затраты по контролю качества выполняемых строительных работ;
затраты на устранение результата строительных работ ненадлежащего качества, выявленного в течение гарантийного срока эксплуатации объекта строительства;
амортизационные отчисления по производственным приспособлениям, оборудованию и устройствам, используемым при выполнении строительных работ и постоянно перемещаемым между объектами строительства;
арендная плата по производственным приспособлениям, оборудованию и устройствам, используемым при выполнении строительных работ и постоянно перемещаемым между объектами строительства;
затраты на содержание производственных подразделений при условии, что этими подразделениями не оказываются услуги на сторону;
затраты на перемещение имущества (в том числе строительных материалов и конструкций) между складом и объектами строительства, а также между объектами строительства;
платежи по страхованию имущества, грузов, гражданской ответственности;
другие затраты, связанные с выполнением строительных работ, прямо не относящиеся к конкретному договору строительного подряда (объекту строительства).
Каждая строительная организация формирует учетную политику «под себя».
Так, при постоянном перебазировании техники между объектами, расходы на ее перебазирование и аренду относят не к прямым, а к косвенным затратам подрядчика (счет 25), с последующим распределением между объектами строительства выбранным учетной политикой методом.
Иногда заработную плату рабочих за отчетный месяц также проблематично распределить между объектами строительства, если работники постоянно в течение этого месяца перемещались с объекта на объект. Если предприятие большое и ведет учет заработной платы в отдельном блоке «ЗУП» (Зарплата и управлением персоналом»), из которого итоговые бухгалтерские проводки по объектам строительства импортируются в основную базу 1С Бухгалтерия — то реально затраты по статье «Заработная плата рабочих основного производства» отнести конкретно на каждый объект строительства. Нужно отметить, что у бухгалтерии должны быть документы первичного учета — табели рабочего времени с разбивкой по каждому объекту строительства (производства строительных работ). Это при повременной оплате труда. При сдельной оплате труда (а это, как правило, аккордная оплата труда в строительстве) — распределить на объект проще. Однако само документальное оформление начисления по сделке сложнее (до момента поступления документов в бухгалтерию). И не всегда на небольших предприятиях целесообразно, т.к. необходимо вначале выдать аккордное задание для бригады. Распределить приработок по КТУ и т.д. И только потом уже передать документы в бухгалтерию. При этом расценки, указанные в аккордном задании должны быть установлены на предприятии (пронормированы заранее и утверждены). Следует заметить, что это работа нормировщика, технических специалистов, экономистов и т.п., но никак не бухгалтерии.
Если предприятие небольшое и не ведет учет заработной платы в 1С ЗУП, то, как правило, каждый бухгалтер «придумывает», как провести операцию отнесения заработной платы рабочих на конкретный объект. Зачастую расчеты приходится делать в excel-талицах (распределять зарплату пропорционально отработанному на объектах времени), а в 1С распределить внутренней проводкой Дт 20 «Объект строительства, ЗПЛ основных рабочих» — Кт 20 «Зарплата основных рабочих ИТОГО». Т.е. вначале существует одна ведомость по рабочим с отнесением предварительно на общий счет 20. Потом уже эта зарплата «разбрасывается» на объекты (Дт 20 — Кт 20). Отнесение зарплаты на общий счет связано с тем, что если одного работника включить в разные ведомости начисления заработной платы (составленные, например, в разрезе объектов) — это может привести к ошибкам в исчислении подоходного налога, потому что в каждой ведомости программа 1С будет давать стандарные налоговые вычеты одному и тому же работнику в качестве льготы.
Для таких целей мы советуем в небольших строительных организациях применять все-таки повременно-премиальную систему оплаты труда.
Наша компания оказывает услуги по разработке Положения об оплате труда и премировании для строительных организаций. Мы максимально учитываем специфику работы строительного предприятия — подрядчика. Цель Положения о ЗПЛ и премировании такова: рабочий заинтересован в показателях работы (в частности, в качественно выполненных объемах и росте объемов, не взирая на «повременку»!) и организация учитывает свои интересы (обеспечение сдачи объекта в срок, а значит — получение запланированной прибыли. А при нарушении сроков сдачи или некачественном выполнении работ — работникам уменьшается премия. А значит — организация в таком случае, хоть и частично, но покрывает свои убытки, а не платит деньги по сдельным расценкам по несданным в срок объемам.
То что существует «правило 10-го числа» для целей отражения реализации и НДС по СМР, все бухгалтеры в строительстве знают. Т.е. если в шапке акта сдачи—приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ написано «за июль 2020 года», и акт подписан сторонами до 10 августа 2020 года включительно — это считается реализацией июля 2020 года и отражается в бухгалтерском учете 31.07.2020 года. Если акты подписаны, например, 11 августа или 1 сентября 2020 года — то дата отражения реализации в учете подрядчика будет соответственно — 11 августа (Дт 62 — Кт 90) или 01.09.2020 года.
Бухгалтерам при списании материалов в строительстве необходимо помнить, что форма С-29 (отчет о расходе строительных материалов в сопоставлении с производственными нормами, Приложение №2 к Инструкции 44) как основание составления акта на списание строительных материалов обязательна. При проверке налоговые органы, в случае отсутствия приложенной к акту на списание формы С-29, снимут с затрат стоимость этих материалов.
Какие еще есть нюансы ведения бухгалтерского учета в строительстве?
Их много, как, впрочем, и в таких сферах деятельности, как производство. В любом случае, бухгалтер должен вникнуть в сам производственный процесс, в особенности делового документооборота на своем предприятии. Так зачастую в работе нужно подстраиваться под документы, которых хочет подписывать заказчик. И главному бухгалтеру в строительстве приходится постоянно вести диалог с бухгалтером заказчика, быть дипломантом своего рода, чтобы не только со стороны заказчика все документы были в порядке, но и у него — подрядчика, все было законно в учете.
Мы оказываем бухгалтерские услуги строительным предприятиям. Сейчас заканчиваем проект внедрения программы 1С 8.3 Хьюмен на предприятии-генподрядчике в строительстве. Ранее предприятие работало на 1С Мисофт, 7 версии.
Хочется заметить, что современный автоматизированный учет позволяет осуществлять бухгалтерский учет с меньшими затратами бухгалтерского труда, с меньшим количеством работников и при этом, с меньшим риском ошибок.
Современный учет позволяет оперативно давать сведения руководителю предприятия и уполномоченным им лицам. А значит — оперативно анализировать эти цифры и принимать управленческие решения.
Приходите к нам бухгалтерское на обслуживание!
А если Вам нужна помощь во внедрении 1С, опишите нам Ваши пожелания по внедрению. Что Вы хотите видеть после внедрения?
Мы опишем свое видение на основе практики ведения бухгалтерского учета в строительстве в программах 1С.
И ВМЕСТЕ МЫ АВТОМАТИЗИРУЕМ БУХУЧЕТ НА ВАШЕМ ПРЕДПРИЯТИИ ПО САМЫМ СОВРЕМЕННЫМ СТАНДАРТАМ!
Мы внедряем 1С также на предприятиях торговли, производственных предприятиях и предприятиях, оказывающих услуги.