Новый НК РБ 2021. Изменения в Налоговый кодекс
Организации, которые ведут в установленном порядке бухгалтерский учет ОБЯЗАНЫ вместе с годовой отчетностью за 2020 год представить в свои ИМНС учетную политику на 2021 год. При этом организации, которые используют ключ ЭЦП, отправляют учетную политику в электронном виде.
Такие изменения в НК РБ внесены Законом от 29.12.2020 N 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» в подп. 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК.
Цитируем подп. 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК:
«Статья 22. Обязанности плательщика
1. Плательщик обязан:
<..>
1.4.2. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, годовую индивидуальную отчетность (далее в настоящем подпункте — отчетность), а также положение об учетной политике на текущий налоговый период. Такая обязанность распространяется на организации, составляющие отчетность в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности.
Действие части первой настоящего подпункта не распространяется на:
бюджетные организации;
некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность;
иностранные организации, не осуществляющие деятельность, которая согласно статье 180 настоящего Кодекса рассматривается как деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство;
Национальный банк и его структурные подразделения;
крестьянские (фермерские) хозяйства, которые вели по состоянию на 31 декабря истекшего отчетного года бухгалтерский учет в книге учета доходов и расходов крестьянского (фермерского) хозяйства.
Организации, указанные в части первой настоящего подпункта, обязаны представлять отчетность по установленным форматам в виде электронного документа;
1.4.3 …>»
При этом известно, что с 2014 года учетная политика организации не изменяется, за исключением случаев, предусмотренных частью первой пункта 7 Закона 57-З от 12.07.2013 N 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»
Напомним эти случаи:
изменения законодательства Республики Беларусь
изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации
принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.
Изменение в учетную политику — это изменение способов ведения бухгалтерского учета. Это виды оценки, способы обобщения хозяйственных операций и т.п.
Изменение учетной политики согласно п. 8 ст. 9 Закона 57-З должно быть обосновано. В Приказе «Об изменении учетной политики» нужно указать причину, почему вносятся изменения.
Например, с 2014 года организация начисляла износ предметов в размере 100% при выбытии их из эксплуатации, а с 01.01.2020 хочет начислять 100% при вводе в эксплуатацию (изменение возможно только с нового года!). Организации необходимо будет обосновать, что данное решение принято для повышения правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации (а не имеет целью уменьшение налога на прибыль).
Еще пример. С 2014 года в организации действовала учетная политика, согласно которой транспортные расходы по импортному товару включались в стоимость приобретенного товара. А с 2020 года главный бухгалтер решил относить транспортные расходы на счет 44 с распределением на остаток товара и реализованный товар. Также необходимо обоснование!
В этой связи напомним Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 N 80 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки».
ГЛАВА 2
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
<..>
4. Результат изменения учетной политики организации в случае изменения способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в бухгалтерской отчетности организации информации, относящегося к периодам, предшествующим отчетному периоду (далее — предыдущие периоды), и оказавшего или способного оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты деятельности и изменение финансового положения организации, определяется в стоимостном выражении на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета, и отражается в:
бухгалтерском учете по дебету (кредиту) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и других счетов учета собственного капитала и кредиту (дебету) соответствующих счетов в том отчетном периоде, с которого применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета;
бухгалтерской отчетности посредством корректировки вступительного сальдо каждой связанной с этим изменением статьи активов, обязательств, собственного капитала на начало самого раннего из представленных в бухгалтерской отчетности периодов, а также других связанных с этим изменением статей бухгалтерской отчетности за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась организацией во всех предыдущих периодах.
При невозможности достоверно определить в стоимостном выражении результат относящегося ко всем предыдущим периодам изменения учетной политики организации в случае, указанном в части первой настоящего пункта, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих хозяйственных операций, совершаемых после введения этого способа взамен ранее применявшегося.
Теоретики-законодатели так требуют пересчитать прошлые периоды и отразить в текущем балансе новые скорректированное сальдо.
Но на практике, как правило, пересчет невозможен. И в формулировке к приказу об изменении учетной политики нужно буквально процитировать их же пункт «в связи с невозможностью достоверно определить в стоимостном выражении результат относящегося ко всем предыдущим периодам изменения учетной политики организации измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих хозяйственных операций, совершаемых после введения этого способа взамен ранее применявшегося».
Почему возникла необходимость представления учетной политики в налоговую после стольких лет непредоставления этого документа? Что с этим делать? Нужно ли отправлять изменения в учетную политику за все годы?
С нашей точки зрения обязанность предоставления учетной политики в ИМНС обусловлена следующим:
- Чтобы организации «задним числом» не смогли изменить учетную политику, оптимизировав налогообложение. Не пересчитали налоги, подав «уточнёнки».
- Чтобы у налоговой были дополнительные козыри при проверке. Теперь налоговая может применять свое суждение — законно ли внесены изменения в учетную политику или нет. И пересчитать налоговую базу, естественно, в сторону увеличения. Доначислить налоги, применить санкции. Но это самый страшный сценарий…
- Налоговая также может в случае отсутствия в альбоме первичной документации, например, утвержденных формы акта на списание ТМЦ или авансового отчета, снять с затрат суммы по этим документам.
И т.д. — вариантов развития событий очень много…
Т.е. получается, что учетная политика может работать против нас!
Советы можем дать следующие:
Сформировать на 2021 год учетную политику в новой редакции, а не отправлять в ИМНС старую учетную политику с внесенными в нее изменениями и дополнениями. Так и сформулировать приказ «Изложить учетную политику в новой редакции…» Эту редакцию и отправить. Причем в НК РБ так и написано — представить положение об учетной политике на текущий налоговый период (т.е. на 2021 год)
Не отправлять никаких приложений, особенно «Альбом форм первичной документации». Такого требования в законе нет.
В заключение хочется отметить, что право на изменение учетной политики должно быть дано организациям с каждого нового налогового периода.
Организация растет, развивается. И вполне логично, что со временем пересматриваются способы ведения учета, в том числе для того, чтобы не платить лишних налогов, а использовать эти деньги на развитие бизнеса. Именно лишних налогов!
И почему у нас в стране это рассматривается как уклонение от налогов? Работа главного бухгалтера сравнима по опасности, наверное, с работой летчика. Хоть и работаем по инструкциям и закону.
К тому же при таком положении вещей финансовое положение организации становится во многом зависимым не от действий управляющих менеджеров, а от одного человека — главного бухгалтера (причем первого нанятого главного бухгалтера).
А законным и единственным способом изменения учетной политики в будущем может стать реорганизация (слияние, разделение, присоединение..). Может реорганизацию не нужно будет обосновывать.. Хотя…
Справочно:
пункт 5 главы 2 стандарта 80:
«5. Изменения в учетную политику организации в случае принятия решения о реорганизации или ликвидации организации вносятся с даты принятия решения о ее реорганизации или ликвидации. При этом измененные способы ведения бухгалтерского учета применяются в отношении хозяйственных операций, совершаемых после принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.»
пункт 3 главы 2 стандарта 80:
«3. Положение об учетной политике вновь созданной организации утверждается руководителем организации не позднее тридцатого календарного дня с даты государственной регистрации этой организации. Положение об учетной политике вновь созданной организации применяется этой организацией с даты ее государственной регистрации».
Чтобы не пропустить ВАЖНОЕ — новости, комментарии, разъяснения законодательства от налогового консультанта и юриста — просто подпишитесь на наш Telegram—канал!
И не забудьте о своих друзьях и коллегах — отправьте и им ссылку!
Подписаться:
Вам может быть интересна эта статья:
Изменения в Налоговый кодекс с 01.01.2021. Комментарии МНС РБ